Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Ukraine Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Введение. Стадии пересмотра
3 июня 2013 года -  выпущены Проекты Комитета (СD) предлагаемых к пересмотру стандартов  ISO 9001 и ISO 14001. Оба документа находятся в стадии обсуждения, поэтому Проект Комитета описывает только потенциальные требования, которые могут быть включены в финальную пересмотренную версию МС ISO 9001 и ISO 14001.
Следующей стадией будет выпуск первого формального проекта (Draft International Standard - DIS), затем выпуск формального проекта (FDIS).
Финальная публикация пересмотренных версий запланирована на 2015 год.

Приложение SL
В 2012 году было выпущено Приложение SL (ранее ISO Guide 83), которое определяет общую структуру для всех новых и пересматриваемых стандартов систем менеджмента: общие определения, текст и требования во многих областях. Эти новые обязательные элементы будут также включены в новые версии стандарта ISO 9001 и ISO 14001.
Все новые и пересмотренные стандарты систем менеджмента будут состоять из 10 разделов:
1. Область определения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Контекст организации
5. Лидерство
6. Планирование
7. Поддержка
8. Производство
9. Оценка результативности
10. Улучшения

Ключевые изменения в ISO 9001
Риски и возможности
При планировании своей Системы Менеджмента Качества (СМК), организации нужно будет определять риски и возможности, которые должны быть рассмотрены для обеспечения:
a) способности СМК достигать намеченных результатов;
b) уверенности в том, что организация способна стабильно достигать соответствия своих товаров и услуг и удовлетворенности потребителей;
c) предупреждения или уменьшения нежелательных результатов, и
d) достигать улучшений.
Это, пожалуй, наиболее значительное нововведение, которое будет требовать для всех желающих внедрить СМК -  проводить т.н. анализ рисков (насколько детальным должен он быть, на данный момент не ясно) для идентификации тех событий, которые могут препятствовать стабильной поставке товаров и услуг, соответствующих требованиям клиента.
Сделав это, они далее должны будут определить, какие действия необходимо предпринять для предотвращения таких рисков, затем выполнить эти мероприятия, и наконец, оценить, насколько они были успешными или нет.
На данном этапе, мы не можем быть полностью уверенными, что именно ожидается, какой анализ и оценка рисков будет приемлемым, или в какой степени могут влиять на планы мероприятий финансовые ограничения организаций и т.д.

Внешняя поставка товаров/услуг
• От организации будет требоваться применять подход, основанный на оценке рисков, для определения необходимого типа и степени контроля для всех внешних поставщиков товаров и услуг.
• Это положение применяется независимости от того, закупаются ли товары у поставщиков, или это процессы или функции, выполняемые субподрядчиками, процессы аутсорсинга и т.д.

Несмотря на то, что оценка поставщиков всегда было одним из требований СМК, в новой версии появляются новые положения:
как и с Рисками и Возможностями, с целью установления типа/степени применимого контроля по отношению к внешним поставщикам товаров и услуг, должна быть применена какая-либо форма анализа рисков для определения внешних поставщиков, представляющих наибольшие риски (например, поставка критических продуктов/услуг, или индивидуальные особенности самих поставщиков).
И снова же, оценив риски, организации должны будут определить, какие действия должны быть предприняты с целью предотвращения проблем, связанных с поставками несоответствующих товаров и услуг, предпринять эти действия и затем оценить, насколько они были эффективными или нет.

Заинтересованные стороны
Организация, желающая внедрить СМК, должна будет определить, кто является «заинтересованными сторонами» по отношению к  ее СМК, а также определить, каковы требования каждой из заинтересованных сторон. К заинтересованным сторонам относятся:
• прямые потребители и все конечные пользователи,
• поставщики, дистрибуторы, ритэйлеры, вовлеченные в цепочку поставок,
• органы власти или «любые другие соответствующие заинтересованные стороны»
В этом контексте, заинтересованные стороны должны быть определены как любое лицо или организация, которые могут повлиять или быть подвержены влиянию вследствие решений или деятельности организации, внедряющих СМК.  
Требования каждой их заинтересованных сторон должны быть однозначно определены.
По сути, это еще один элемент более широкого подхода к СМК на основе оценки рисков. Логично, что пока предприятие четко не определило, кто является его заинтересованными сторонами, и что им нужно, невозможно понять или предвидеть их потребности и ожидания; а также невозможно планировать мероприятия, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей и ожиданий или оценить, насколько эффективно Вы это сделали.

Процессный подход
• Появляется конкретное требование для организации применения процессного подхода для их СМК, а также список требований, определяющих  важнейшие элементы такого подхода.
• Трансформация «входов» в «выходы».

 
Хотя понятие «процессный подход» четко не установлено, раздел 3.12 определяет «процесс» как набор взаимосвязанных и взаимодействующих действий, которые преобразуют «входы» в «выходы».
Существует список требований, которым необходимо соответствовать при внедрении СМК. Важнейшие из них требуют определить, какие процессы необходимы для СМК, включая, какие действия и их последовательность необходимы для преобразования необходимых «входов» в требуемые «выходы», риски, связанные с соответствующими выходами, критерии определения соответствия, индивидуальная ответственность, связанная с процессами, и т.д.
На данном этапе, пока не ясно, как организация будет демонстрировать то, что они применили процессный подход.

Компетентность
• Организация, внедряющая СМК, должна будет идентифицировать «компетентность», необходимую для персонала, выполняющего работу, которая влияет на характеристики качества, а также удостовериться, что этот персонал действительно является компетентным для этой работы.
• Идентификация, оценка и утверждение
Т.к. «компетентность» определяется как «способность применять знания и навыки для достижения запланированных результатов», организации будет необходимо определить компетентность, а также механизм для оценки/утверждения компетентности персонала.
Можно утверждать, что это положение являлось требованием к СМК на протяжении многих лет, однако новым является тот факт, что в новой версии CD требования выходят за рамки квалификации через тренинги и т.д. Cейчас требуется, чтобы организация подтверждала, что конкретные сотрудники, выполняющие определенную работу, являются компетентными именно для этой работы на основании установленных критериев.

Другие изменения
• Документированная информация
• Товары и услуги
• Предупреждающие действия
• Улучшения
• Исключения

Также, предложены еще некоторые изменения, которые на данном этапе не являются столь значительными при внедрении СМК.
Документированная информация – Термины «документ» и «записи», используемые в ISO 9001:2008, будут заменены согласно новым требованиям на словосочетание  «документированная информация».
Товары и услуги – Термин «продукт», применяемый в ISO 9001:2008, будет заменен на фразу «товары и услуги».
Предупреждающие действия – Более не будет специфического требования для «предупреждающих действий». так как система менеджмента качества подразумевает выявление рисков и должна быть направлена на предупреждение.
Улучшения – термин «постоянное улучшение» будет заменен на просто «улучшения»
Исключения – более не будет требований, которые можно исключить, исходя из природы организации (как было определено ранее в разделе 1.2 в ISO 9001).
Основной причиной этому является другой подход, который был принят для изложения требований пересмотренной версии ISO 9001, таким образом, более не будет причин для исключения каких-либо пунктов из СМК организаций.

Ключевые изменения в ISO 14001
Заинтересованные стороны
• Не новая концепция, но расширенная
• Организация должна определить заинтересованные стороны по отношению к своей системе экологического менеджмента (далее СЭМ) и их соответствующие требования
• Полученные знания должны быть рассмотрены при установлении и поддержке СЭМ (соответствие, оценка аспектов, цели, коммуникации, анализ со стороны руководства)
• Заинтересованные стороны: лица или организации, которые могут влиять, быть подвержены влиянию, или оценивающие себя как подверженные влиянию  вследствие деятельности организации (потребители, сообщества, поставщики, органы власти, НГО, инвесторы, сотрудники)

Риски и возможности
СЭМ должна управлять экологическими аспектами, соответствием нормативным требованиям, и организационными рисками и возможностями.
Организация должна определить существенные экологические аспекты и свои организационные риски и возможности.
Критерии для определения рисков и возможностей, возникающих в связи с экологическими вопросами, и оказывающих влияние на организацию.
Риск: эффект неопределенности

Концепция Жизненного Цикла
Идентификация экологических аспектов и связанных с ними экологическими влияниями в концепции Жизненного Цикла
Концепция Жизненного Цикла не требует детализированной оценки жизненного цикла
Жизненный Цикл: последовательные и взаимосвязанные этапы системы производства, от добычи сырьевых материалов или производства из природных ресурсов до конечной утилизации

Управление производственно-сбытовыми цепочками
• Контроль или влияние на процессы производственно-сбытовой цепочки, связанные со значимыми экологическими аспектами, а также организационными рисками и возможностями.
• Принимается во внимание концепция жизненного цикла.

Производственно-сбытовые цепочки: вся последовательность действий или сторон, которые предоставляют или получают ценность в виде товаров или услуг 
 

Показатели
Организация должна
• Определить показатели для оценки и демонстрации достижения каждой экологической цели
• Проводить мониторинг прогресса в достижении экологических целей, используя определенные показатели
Показатели: измеримое представление состояния или статуса производственных функций, управления или условий.

Другие изменения
• Область определения
• «Документированная информация»
• «Предупреждающие» действия
• «Улучшения»

Также, в проекте внесены другие изменения, но на данном этапе не являются столь значительными для внедрения СЭМ.
Область деятельности – в новой версии стандарта утверждается, что область деятельности СЭМ не должна исключать функции, продукции или услуги, контролируемые организацией, которые могут иметь значительные экологические аспекты.
Документированная информация – термины «документ» и «запись» будут заменены на фразу «документированная процедура».
Предупреждающее действие – Более не будет специфического требования для «предупреждающих действий». так как система менеджмента качества подразумевает выявление рисков и должна быть направлена на предупреждение.
 «Улучшения» - термин «постоянное улучшение» будет заменен на просто «улучшение».

Последующее развитие
• Для обоих стандартов (ISO 9001 и ISO 14001)
• Нет гарантий, что изменения, предложенные в ISO 9001 CD и ISO 14001 CD,  будут приняты
• График дальнейших этапов пересмотра
Формальный проект (DIS) – 2 квартал 2014
Финальный проект (FDIS) – 2 квартал 2015
Окончательная публикация – 3 квартал 2015

Как SGS может помочь Вам
- Комплекс услуг обучения
- Выпуски регулярных обновлений всех стадий пересмотра ISO 9001 и ISO 14001
- Способность предложить решения, с учетом индивидуальных потребностей для представителей от малого и среднего бизнеса до международных корпораций

SGS предлагает услуги обучения, для удовлетворения как Ваших текущих потребностей, так и новых идентифицированных требований  по обучению.
По мере получения актуальной информации от Технического комитета, SGS публикует обновления текущих стадий пересмотра стандартов ISO 9001 и ISO 14001.
Как мировой лидер по сертификации систем менеджмента, SGS является идеальным партнером для поддержки на время транзитного периода, как  представителей малого и среднего бизнеса, так и международных организаций.

Почему SGS?
• Крупнейший провайдер в области аудитов, сертификаций и оценки соответствия,
• Способность предложить комплексное решение, отвечающие потребностям клиентов,  
• Управление локальными и международными проектами,
• Сертификационный орган, имеющий наиболее широкий спектр аккредитаций
• Опытные и нацеленные на результат аудиторы и преподаватели
• Стабильность услуг поставляемых всемирной сетью
• Признанные независимость и объективность

Группа SGS является мировым лидером и новатором на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Более 80 000 сотрудников работает в сети SGS, насчитывающей свыше 1 650 офисов и лабораторий по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария.