Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Ukraine Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

ИНОСТРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ “СЖС УКРАИНА” продолжает публикацию цикла статей по пищевой безопасности. Данный выпуск посвящен основным проблемам и несоответствиям, выявленных в ходе аудита.

Сертификация Системы Управления Безопасностью Пищевых Продуктов  (СМБПП) проводится для подтверждения ее соответствия требованиям международных стандартов по пищевой безопасности ((ISO 22000, FSCC 22000, BRS Global Standard for Food Safety, IFS), включающих как требования, регламентированные выбранным стандартом, так  и законодательные и регуляторные требования, а также  требования внутренних процедур, которые организация установила и считает важными для эффективного функционирования системы. В процессе проведения сертификационного аудита организации необходимо подтвердить, что СМБПП разработана и результативно внедрена. Для этого аудитору требуются доказательства, которые он получает на основании изучения документации и записей СМБПП, интервью с персоналом и  наблюдения за осуществляемой деятельностью. Аудиторы оценивают полноту и соответствие документации системы требованиям соответствующего стандарта, вовлеченность персонала в СМБПП, взаимодействие процессов, реализуемых в организации, соответствие деятельности и продукции компании законодательным и нормативным требованиям, а также другие аспекты системы. Чем больше доказательств соответствия установленным критериям получит аудитор, тем более успешным будет результат сертификационного аудита.
Практика проведения сертификационных аудитов показывает существование ряда общих проблем, с которыми сталкиваются многие предприятия: слабая поддержка со стороны  высшего руководства, недостаточный контроль за внедрением и функционированием системы; ограниченное финансирование,  необходимое для разработки и поддержания СМБПП; недостаточный уровень подготовки персонала (в первую очередь, специалистов, ответственных за разработку системы менеджмента).
Заинтересованность высшего руководства в создании жизнеспособной, а не формальной СМБПП является  одним из основополагающих  факторов при  построении системы. Именно руководство определяет стратегию  развития, формирует основные цели и задачи  политики в области безопасности продуктов питания, анализирует  СМБПП (с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности). Кроме того, в руках руководства компании сосредоточены все ресурсы (включая человеческие, финансовые и временные), которые требуются для разработки и поддержания системы. Также очень важно уделить должное внимание компетентности персонала, выполняющего деятельность, влияющую на безопасность выпускаемой продукции. Обучение по вопросам СМБПП должно охватывать как членов группы НАССР, так и всех сотрудников, охваченных системой, с акцентом на их конкретных  обязанностях и полномочиях.
Для повышения уровня подготовленности предприятия к прохождению сертификации целесообразно обратить внимание на вопросы, которые часто становятся основанием для несоответствий, выдвигаемых в ходе аудита.
Требование по обязательному документированию не всегда выполняется предприятиями. В обязательном порядке документально должны быть оформлены Политика безопасности продуктов питания и соответствующие измеримые цели, а также 7  процедур. Документального подтверждения требуют и другие элементы СМБПП, регламентированные стандартом (например, анализ со стороны высшего руководства (входные и выходные данные), процедура по управлению потенциальными чрезвычайными ситуациями и авариями, которые могут повлиять на безопасность продуктов питания, оценка внедрения и результативности проводимого обучения, методологии для оценки опасных факторов, выбора и оценки мер управления и др.). Проблема качества внутренних документов предприятия возникает практически на каждом аудите и, в первую очередь, это касается процедур управления документами и записями. Зачастую предприятия очень тщательно излагают на бумаге все необходимые требования стандарта, но при практическом их внедрении упускают очень важные моменты, касающиеся идентификации документов и записей (как установленной буквенно-цифровой кодировкой, так и датой и подписью); своевременного пересмотра  документации, указания статуса пересмотра (номера редакции), внесения требуемых изменений в ссылочные документы; использования на рабочих местах учтенных копий, своевременно актуализированных документов;  идентификации исправлений в журналах.
Ответственность и полномочия не всегда четко определены в организационной структуре, закреплены в должностных инструкциях  и  доведены до сведения персонала. Не в полной мере выполняется требование по обеспечению необходимого обучения персонала,  включая членов группы НАССР и внутренних аудиторов; не всегда имеются доказательства выполнения оценки эффективности обучения. Необходимо обратить внимание на результативность внедрения процедуры по управлению  потенциальными чрезвычайными ситуациями и авариями, которые могут повлиять на безопасность пищевой продукции. Зачастую не выполняются установленные графики учебно-тренировочных занятий по аварийным ситуациям, отсутствует регистрация результатов проведенных тренировок, тренировки охватывают не все предусмотренные процедурой чрезвычайные ситуации и аварии.
Большая часть регистрируемых несоответствий, касающихся пререквизитных программ, чаще всего относится к невыполнению базовых санитарно-гигиенических требований и  требований  производственной  санитарии: а именно, невыполнение требований программы по предотвращению  попадания  посторонних предметов (в том числе стекла)  в  продукцию; контролю вредителей; предотвращению перекрестного загрязнения; санитарной обработке оборудования и помещений. Не всегда выполняются требования по управлению закупленными материалами, включая соблюдение установленных требований к условиям их хранения. Ненадлежащее состояние территории предприятия (отсутствие дорожного покрытия, выбоины, заросли сорняков и т.д.), зданий, внутренних структур и оснащения (трещины на стенах, обваливающаяся штукатурка, поврежденные полы, не изолированные трубопроводы и др.) также служит предпосылкой вероятности внесения опасных факторов через окружающую среду и свидетельствует о наличии элементов неуправляемости СМБПП.
Не в полной мере выполняются установленные требования, относящиеся к предварительным шагам для анализа опасных факторов, идентификации и оценке опасных факторов (например, не в полном объеме представляются спецификации на сырье и  материалы, контактирующие с продуктом; иногда отсутствует подтверждение выполнения верификации блок-схемы процесса; не все имеющиеся опасные факторы идентифицируются и оцениваются (например, аллергены);  не всегда корректно  проводится оценка значимости рисков (например, физический риск (присутствие стекла в семенах) и биологический риск (присутствие сальмонеллы в шроте) оценивают как риск с низкой серьезностью). При документировании плана НАССР и операционных пререквизитных программ  (ОППР) нередко нарушают регламентированные требования по обязательному представлению информации, касающейся опасных факторов, мер управления, процедур мониторинга, выполнения и регистрации необходимых коррекций и корректирующих действий; указания лиц, ответственных за проведение мониторинга и верификации. Имеют место случаи нарушения процедуры мониторинга  ККТ и ОППР (не соблюдается установленная периодичность, записи ведутся некорректно).
Не всегда предприятие может подтвердить установку действенной системы прослеживаемости, позволяющей идентифицировать партии продукта по отношению к партиям сырья, записям по производству и поставкам. При практической проверке системы (упражнение по прослеживаемости) требуемая информация предоставляется не в полном объеме и не всегда своевременно. Нередко с отклонениями осуществляется процесс управления несоответствиями (включает обязательные процедуры по управлению коррекциями, корректирующими действиями (КД), обращению с потенциально-небезопасными продуктами, изъятие). Например, не всегда соблюдаются обязательные требования по проведению анализа  коррекций, их подтверждению и регистрации; при осуществлении КД не всегда проводится определение причин выявленных несоответствий, регистрация данных о проверке выполнения КД. Предприятие не всегда выполняет требование по проверке результативности программы изъятия (имитированный отзыв) или же не соблюдает установленную периодичность его проведения.
Нередко упускается выполнение требований, касающихся валидации мер управления и верификации ППР, ОППР, плана НАССР. Предприятие не всегда может предоставить  документированную методику валидации, доказательства планирования и проведения валидации мер управления, включенных в  ОПП и план НАССР. Зачастую отсутствует письменное подтверждение выполнения запланированных мероприятий по верификации. При проведении внутренних аудитов не всегда соблюдаются требования по подтверждению  квалификации внутренних аудиторов, установленные внутренней процедурой; допускается нарушение графиков проведения аудитов (иногда фиксируется их отсутствие). Предприятия часто не придерживаются установленных форм записей по регистрации  данных проведенных аудитов, нарушают установленные требования по определению причин выявленных в ходе аудита несоответствий, разработки КД и проверки их  результативности.

Группа SGS является мировым лидером и новатором на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Более 85,000 сотрудников работает в сети SGS, насчитывающей свыше 1,800 офисов и лабораторий по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария.