Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Ukraine Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Успешно пройдя сертификационный аудит по ISO 9001, ISO 14001, ISO 22000, ISO 45001 или любому другому стандарту ISO на системы менеджмента, компания получает не только сертификат. Как правило, орган по сертификации выдает также разрешение на использование знака соответствия, или сертификационного знака.

Например, при сертификации в SGS знаки соответствия выглядят так:

 

Давайте разберемся, зачем нужен этот знак, как его использовать и как избежать подводных камней при его применении.

ЗНАК СЕРТИФИКАЦИИ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Вы прошли сертификацию. Почему бы не рассказать окружающим о том, что в организацию пришел независимый аудитор и подтвердил ее соответствие высоким требованиям международного стандарта?

В эпоху, когда собственных заявлений о себе недостаточно, наличие рекомендаций – это то, что дает фору в конкурентной борьбе. Правильно поданная, эта информация приведет новых клиентов и укрепит имидж.

Сертификат как формат представления информации не всегда удобен для маркетинговых целей. В целом ряде случаев знак соответствия может его заменить. Он лаконично дает понять, что независимый сертификационный орган публично признал вашу систему менеджмента соответствующей требованиям стандарта ISO.

По сути, сертификационный знак – удобная отсылка к документу о соответствии. Суть вашего достижения понятна сразу, а если нужны подробности – можно запросить сертификат.

ИСПОЛЬЗУЙ С УМОМ

Казалось бы, знак соответствия следует наносить на как можно большее число носителей информации, чтобы распространить весть о сертификации как можно шире. Но здесь есть и подводные камни.

Сертификационный знак, или знак соответствия порой наносят так, что смысл сертификации искажается. Также есть целый ряд правил, которые надо выполнять, иначе при их нарушении сертификат может быть приостановлен или даже отозван.

Чтобы избежать недоразумений, существуют определенные требования к тому, как следует, а как не следует пользоваться знаком. Источником требований являются:

  • Организация ISO, являющаяся владельцем стандарта,

  • Орган по сертификации, который провел сертификацию,

  • Орган по аккредитации, аккредитовавший орган по сертификации. 

ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ISO) К МАРКИРОВКЕ

Основными документами ISO, которые дают указания по использованию знаков при сертификации систем менеджмента, являются:

  • Стандарт ISO 17021-1:2015 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования" (раздел 8.3)

  • Стандарт ISO/IEC 17030:2003 "Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной"

Советуем обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Знаки, относящиеся к системе менеджмента, не могут быть нанесены на продукцию, ее упаковку или любым другим способом, который может интерпретироваться как обозначение соответствия продукции (например, на товарной бирке). А вот на транспортной таре использовать сертификационный знак можно при условии, что она не попадет к конечным потребителям и не введет их в заблуждение (например, в сопровождении фразы о том, что "продукт был изготовлен на предприятии с системой менеджмента качества, сертифицированной по стандарту ISO 14001:2015").

     

    На практике, увы, можно встретить использование знаков соответствия ISO 9001 и других системных стандартов с нарушением – на потребительской упаковке. Но в этих стандартах не идет речь о сертификации продукции. Стандарт ISO 9001 посвящен менеджменту качества, а не качеству продукции. Хотя между качеством управления и качественными изделиями точно имеется связь, отождествлять одно и другое было бы неправильно. Аналогичная ситуация с ISO 14001, ISO 22000 и т.п. Если организация заботится о клиентах, то не будет вводить их в заблуждение.

     

  • Нельзя использовать знак соответствия, если сертификат недействителен, приостановлен или отозван. Таким образом, если срок действия сертификата истек, и компания решила не возобновлять очередной сертификационный цикл, знак необходимо удалить со всех носителей.

     

  • При использовании знака должно быть четко понятно, что было сертифицировано и какой орган по сертификации выдал сертификат. То есть смена органа по сертификации, вероятнее всего, повлечет за собой замену применяемого знака (в случае, если сам знак содержит ссылку на сертификационный орган). Сопроводительная информация, соседствующая со знаком, не должна вводить в заблуждение.

Остановимся отдельно на использовании логотипа и наименования ISO.

  • Прежде всего, логотип ISO не является знаком соответствия. Международная организация занимается разработкой стандартов и принципиально не принимает никакого участия в сертификационной деятельности, так как это ведет к конфликту интересов. "В ISO мы разрабатываем международные стандарты, такие, как ISO 9001 или ISO 14001, но мы не вовлечены в сертификацию и не выдаем сертификаты", – говорится в документации организации. Свой товарный знак ISO позволяет использовать лишь своим техническим комитетам и органам по стандартизации стран-членов.

     

  • По той же причине нельзя заявлять, что вас или вашу продукцию "сертифицировало" или "одобрило" ISO.

Подробнее об этом можно узнать на официальном сайте ISO

ПРАВИЛА ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

ISO 17021-1 оставляет за органами по сертификации право устанавливать собственные правила в сфере применения знаков соответствия. Каждый орган по сертификации имеет право разработать свой знак соответствия, являющийся его собственностью.

Важно помнить, что речь идет не о логотипе органа по сертификации. Логотип органа не является сертификационным знаком, хотя знак и может содержать логотип в качестве составного элемента.

При этом на органы по сертификации возлагается ответственность за использование сертифицированными компаниями знаков соответствия. Органы по сертификации должны следить за правильным применением знаков и предпринимать действия по устранению несоответствий в маркировке.

ISO – непререкаемый авторитет, поэтому требования большинства сертификационных организаций будут опираться на вышеперечисленные стандарты ISO 17021-1 и ISO 17030 – они защищают потребителей и обобщают лучшие мировые практики. Однако могут вводиться и дополнительные требования.

"Положение, регулирующее использование сертификационного знака SGS", содержащее требования SGS в вопросе применения знаков, опирается на требования ISO. Это положение прилагается к договору на сертификацию систем менеджмента и дает четкие указания по использованию знаков SGS.

ЧЕГО ТРЕБУЮТ ОРГАНЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ?

При аккредитованной сертификации может быть использован и знак соответствия аккредитационного органа. Так, на документах и публикациях сертифицированных компаний появляются парные знаки – органа по сертификации, выдавшего сертификат, и органа по аккредитации, который его аккредитовал (заявление о соответствии стандарту выглядит и является при этом еще более весомым).

Так выглядит знак сертификации по стандарту ISO 9001 в случае, если органом по сертификации выступает SGS, а органом по аккредитации - UKAS (Великобритания):

При этом необходимо выполнять правила органа по аккредитации. Например, UKAS требует, чтобы аккредитационный знак, связанный с этой авторитетной организацией, не применялся на зданиях, флагах и автомобилях. С другой стороны, знак допускается публиковать на внутренних стенах помещений, стендах, на сайте компании. Именно поэтому SGS требует от сертифицированных клиентов на флагах и транспарантах публиковать только знак сертификации, без знака аккредитации.

Если сертифицированная компания публикует где-либо знак аккредитации вместе с сертификационным знаком, то все, о чем заявлено, должно подпадать под "область аккредитации", в отношении которой была подтверждена компетентность органа по сертификации.

Отметим еще один важный аспект: в отличие от знака аккредитации, логотип органа по аккредитации (товарный знак) не подлежит использованию сертифицированной компанией. Важно не путать одно с другим.

НА ПРОДУКЦИИ РАЗМЕЩАТЬ ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ НЕЛЬЗЯ. ТОГДА НА КАКИХ НОСИТЕЛЯХ МОЖНО?

Вот далеко не исчерпывающий список носителей информации, на которых можно смело размещать знак сертификации: 

  • на офисных принадлежностях (визитках, фирменных бланках, счетах, конвертах, открытках, вкладышах в корреспонденцию)

  • в видеоматериалах;

  • на веб-сайте компании;

  • в рекламных материалах (рекламных объявлениях, брошюрах, постерах, стендах);

  • в наружной рекламе (рекламных щитах, вывесках, растяжках);

  • на флагах, транспарантах;

  • на канцелярской и сувенирной продукции (ежедневниках, кружках, ручках, брелоках);

  • на автомобилях;

  • на коробах, транспортной таре;

  • на оконных наклейках;

  • и т.п.

Тем самым информация о том, что компания сертифицирована, приобретает больший охват. Эффект, который она окажет на клиентов, партнеров и другие заинтересованные стороны, зависит от авторитета органа по сертификации, в котором была пройдена сертификация.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Право использовать знак соответствия – способ получить конкурентное преимущество и окупить затраты на сертификацию.

Невозможно выделиться на общем фоне благодаря обязательной маркировке. Она должны быть у всех. Системы менеджмента ISO и сертификационные знаки по ним связаны с добровольной сертификацией. Если вы внедрили эти стандарты, расскажите об этом. Для потенциальных клиентов это может стать важным критерием выбора поставщика.

Группа SGS является мировым лидером и новатором на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Более 89,000 сотрудников работает в сети SGS, насчитывающей свыше 2,600 офисов и лабораторий по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария.